Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова
21 января 2011, Евгений ПЕТРЕНКО, Нина ДРОЗДЕЦКАЯ
TverLife.ru

В унисон


На прошлой неделе со дня рождения русского музыканта-просветителя, основателя первого Великорусского оркестра народных инструментов Василия Васильевича Андреева (1861−1918) исполнилось 150 лет. Юбилей балалаечника-виртуоза отметили на его родине в Бежецке первым международным фестивалем «Андреевские звезды» и в Твери — концертом Национального оркестра народных инструментов России имени Николая Осипова.

Музыкант-энтузиаст, который открыл неограниченные возможности русских народных инструментов, родился в Бежецке, в «Метрической церкви Николаевской церкви» есть запись о том, что Андреев родился «3 генваря (15 января по новому стилю. — Е. П.) 1861 года» в семье бежецкого потомственного гражданина, купца 1-й гильдии Василия Андреева и его жены Софьи Михайловны. В детстве мальчика обучали игре на фортепиано и скрипке, однако музицирование на этих инструментах не очень вдохновляло будущего виртуоза. Его больше привлекали народные инструменты, что впоследствии привело к конфликту с семьей, которая не признавала увлечения Андреева балалайкой и уговаривала заняться чем-нибудь посерьезнее. Однако мысль о том, что русская балалайка может обойти все западноевропейские струнные, со временем серьезно овладела Андреевым. Он был вынужден порвать с семьей и уехать в Петербург, где принялся изучать законы акустики, создал чертежи усовершенствованной балалайки и стал искать мастера, который бы по ним сделал инструмент.

Как пишет Виктор Шиков в своей книге «Музыканты Верхневолжья», Андреев ничего не изобретал, он только придал балалайке более совершенный вид, формы же и приемы игры остались прежними. Новые возможности балалайки Андреев впервые продемонстрировал в конце 1866 года в Петербурге — публика устроила музыканту овацию. Узнав об успехе сына, родители сменили гнев на милость — семья Андреевых помирилась, к тому же именно родные помогли Василию Васильевичу материально, когда он решил создать свой оркестр русских народных инструментов. «Какая прелесть эти балалайки! — писал Чайковский после одного из концертов андреевского оркестра. — Как это хорошо, как художественно! Какой чудный прозрачный звук! Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру это незаменимые инструменты». Ему вторил Рубинштейн, который в письме к Андрееву выражал ему свое искреннее восхищение.

Выступления оркестра Андреева всюду сопровождал успех — он получил признание и в России, и за границей, во Франции, Германии, Англии, Америке. Жюль Массне писал: «Я слушал с огромным интересом кружок русских балалаечников, и я в восторге от их талантов и звуков, которые они извлекают из своих столь живописных инструментов».

Юбилей Василия Андреева 16 января отметили на его родине в Бежецке. Здесь в 1986 году, когда отмечали 125-летие со дня рождения музыканта, открылся музей его имени, экспозиция которого дает возможность проследить основные направления жизни и деятельности музыканта. Здесь, в частности, собраны материалы о бежецком (1861—1872 гг.) периоде жизни Василия Андреева, в экспозицию также входят музыкальные инструменты, бытовавшие в народе: свистулька в виде птички, жалейка, или брелка, пастушьи рожки, а также документы, посвященные созданию оркестра русских народных инструментов.

Праздник в Бежецке начался с возложения цветов к бюсту Василия Андреева, установленного у входа в музей, а продолжился в районном центре народного творчества и досуга (АСУ), где прошел I международный фестиваль «Андреевские звезды». В нем приняли участие артисты из России, Беларуси и Великобритании — из Лондона в Бежецк приехали Бибс Эккель (домра) и Джон Лэнгдон (балалайка). Среди участников гала-концерта были народные артисты России Михаил Рожков (балалайка), Александр Цыганков (домра), Михаил Горобцев (домра-альт) и другие артисты. Почетным гостем первого фестиваля, посвященного Василию Андрееву, стал Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной — один из организаторов форума.

В этот же день, 16 января, в Тверской академической филармонии при поддержке департамента культуры области состоялся концерт, посвященный Василию Васильевичу Андрееву, на котором выступил Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством народного артиста России профессора Владимира Андропова. Этот заслуженный коллектив по праву считается продолжателем традиций первого в России оркестра русских народных инструментов. Программа концерта была обширной и разнообразной: в первом отделении звучали произведения русской и советской классической музыки в переложении для народного оркестра, во втором — парафразы и фантазии на темы русских песен.

Программу открыл «самый народный композитор России» — Петр Ильич Чайковский. В исполнении оркестра прозвучали «Пляска скоморохов» из его музыки к «Снегурочке» и «Вальс» из балета «Спящая красавица». Потом был исполнен «Краковяк» Глинки из оперы «Жизнь за царя» и «Испанский танец» Глазунова из балета «Раймонда». Лирические песни Дунаевского и Мокроусова задушевно спела солистка Дарья Зыкова (сопрано). Первое отделение завершил цикл музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина «Метель» — уже ставшие бессмертными «Тройка», «Вальс», «Романс» и «Военный марш».

Во втором отделении солировали группы оркестровых инструментов: унисон балалаек под руководством Игоря Сенина в сопровождении оркестра виртуозно сыграл «Камаринскую» в обработке Николая и Дмитрия Осиповых. Группа малых домр под руководством Галины Сазоновой и тоже унисоном исполнила «Концертные вариации на тему русской песни «Чернобровый, черноокий». А Парафраз на тему песни «Утушка луговая» В. Гридина в великолепном исполнении баяниста Данила Стаднюка вызвал у тверских слушателей шквал аплодисментов.

Однако настоящие овации были впереди. Они сопровождали выступление заслуженного артиста Республики Ингушетии, солиста ГАБТ — тенора Александра Захарова. В его исполнении прозвучали русская народная песня «Ах ты, душечка» и «Вдоль по улице» А. Варламова, «Неаполитанская тарантелла» Россини и знаменитая «O, sole mio!». Завораживающий тембр голоса А. Захарова, его мощные верхние ноты привели публику в восторг, и она долго не отпускала певца со сцены.

Музыкальное чествование Василия Андреева на этом не закончится. 11 февраля в Бежецке пройдет традиционный областной фестиваль «Андреевские дни», который соберет коллективы из городов и районов Тверской области. Основные же события этого форума, посвященного в этом году 150-летию Андреева, пройдут в это же время в Твери и Удомле.

Источник

28/08/2011

Экспансивность израильтян сродни греческому стилю поведения, так что не удивительно, что в Израиле не просто любят, а едва ли не поклоняются известным греческим исполнителям. Один из почитаемых в Израиле (и по всему миру) исполнитель греческой песни Йоргос Даларас вскоре даст два концерта: 7 и 8 сентября в Амфитеатре в Кейсарии, где средиземноморская музыка прозвучит именно на фоне Средиземного моря.
В предыдущий раз Даларас был в Израиле 4 года назад. 12 лет назад он выступал с Израильским филармоническим оркестром. А самый первый раз приезжал на гастроли в Израиль еще в 1987 году. На сей раз (это уже его шестые гастроли в Израиле) Даларас представит необычную программу: он выступит под аккомпанемент как своего оркестра, так и Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова — всего 55 музыкантов балалаечников и домристов. C этим оркестром Даларас выступал уже не раз — и не только в России, но и во многих странах. Наиболее известен его знаменитый концерт с оркестром Осипова в Дельфах, посвященный 50-летию создания комиссии ООН по делам беженцев. Тогда они в основном исполняли песни Теодаикаса. На сей раз в Кейсарии прозвучат как традиционное греческое рембитико, так и балканские песни и композиции Горана Бреговича, с которым Даларас много работал, средневековые еврейские песни, латинские ритмы и фламенко.

06/12/2009

Нас снова собрал Николай Калинин. 6-го октября 2009 года Концертный зал им. П. И. Чайковского буквально заполонили любители народной музыки. Люди пришли, чтобы отдать дань уважения и памяти поистине великому музыкальному деятелю, душой болевшему за народную музыку России.
Главной особенностью этого концерта было то, что в нем принимал участие не только оркестр им. Н. П. Осипова, но и Волжский филармонический оркестр им. Н. Н. Калинина из Волгограда. Собственно, первое отделение концерта было целиком отдано этому коллективу.
Блестящее выступление оркестра, которым руководит заслуженная артистка РФ Галина Иванкова не могло не тронуть сердца публики. Москвичи не жалели ладоней. Жалко, что дирижер во время исполнения стоит спиной к публике. Люди не видели того, что во время исполнения номеров, с лица Галины Иванковой не сходила очаровательная улыбка, подкупающая и музыкантов оркестра и солистов, выступавших с оркестром. После концерта, во время фуршета, ее мастерство как музыканта и как руководителя было высоко оценено музыкантами-профессионалами, в частности народный артист РФ, Художественный руководитель и Главный дирижер оркестра им. Н. П. Осипова Владимир Андропов очень лестно отозвался о дирижерском таланте Галины Иванковой и об ее оркестре.
Во втором отделении играл Национальный Академический оркестр народных инструментов им. Н. П. Осипова. Сколько красок продемонстрировал этот прославленный коллектив! От мягчайшего бархатного ультрамарина, дораскаленного огненного. Не случайно зрители не давали уйти со сцены Владимиру Андропову. Оркестру трижды пришлось играть на «бис». «Этот концерт, — говорили люди из публики, — вновь вернул нас в зал Чайковского на концерты оркестра.»
Нельзя не выразить и самой искренней благодарности заслуженной артистке РФ Татьяне Калининой, вдове Николая Николаевича, которая, организовала этот вечер и которая, подобно многим женам-подвижницам, вкладывает свои силы и душу в то дело, которому служил ее супруг.
Я не буду перечислять имена солистов — их было много и их выступления были украшением этого концерта. Остается добавить лишь то, что сегодня все народники надеются, что осиповский оркестр вновь станет той планетой, чья сила притяжения будет притягивать музыкантов из разных городов и стран. Этого, собственно, хотелось и Николаю Николаевичу Калинину.