Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова
15 апреля 2014, Екатерина Титаренко
Играем с начала

Сохраняя русские музыкальные традиции



22/04/2014

Нынешний год отмечен целой палитрой юбилейных дат выдающихся русских композиторов — Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского… И в этом ряду великих сочинителей, составляющих славу и гордость русской музыки, Модест Петрович — фигура особая. Самобытный, не признававший классических правил и границ художник-реформатор, столько предвосхитивший — в том числе импрессионистскую и экспрессионистскую музыку, и в то же время человек с невероятно тяжелой судьбой — как жизненной, так и творческой, где, впрочем, одно тесно переплеталось с другим. Его искусство казалось современникам примитивным и варварским (впоследствии стало ясно, насколько невежественной была такая оценка). Его не понимали и не принимали даже соратники по «могучей кучке» — говорили о плохой фактуре и оркестровке… Римский-Корсаков недрогнувшей рукой правил творения уже умершего товарища, полагая, что оказывает последнему услугу. В каком-то смысле так оно и было — благодаря его работе оперы «Хованщина» и «Борис Годунов» получили заслуженное всемирное признание. Но то была палка о двух концах — ведь ныне большинство театров предпочитают именно пышную и нарядную оркестровку Римского-Корсакова, да и прочие оперы Мусоргского идут в чужих редакциях — Шостаковича, Шебалина, Ипполитова-Иванова… Лишь относительно недавно Екатеринбургский театр оперы и балета создал прецедент, обратившись к первой авторской редакции «Бориса Годунова», что, собственно, и стало главным достоянием спектакля.

03/04/2014

Фестиваль искусств «Русская музыка» в полной мере позволил слушателям прочувствовать свое название. Роскошным подарком новгородцам стало участие Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Широкой, полноводной рекой растеклись русские народные песни и шедевры мировой музыки в неповторимом звучании. Наверно, не удивительно, что мелодии Милютина и Дунаевского из старых кинофильмов прозвучали столь органично. А вот итальянские популярные песни (да еще с вокалом заслуженного артиста России Республики Ингушетия Александра Захарова) стали забавным приключением. Участие в концерте сопрано Дарьи Зыковой тоже невероятно украсило вечер. Само звучание оркестра народных инструментов является не менее красочным, чем звучание симфонических оркестров. В Великом Новгороде зал аплодировал стоя и музыкантов дважды вызывали на бис.