Калинин Николай: Музыкант от Бога. Приношение Николаю Калинину
Николай Калинин до самого последнего дня своей жизни оставался художественным руководителем и главным дирижером Национального академического оркестра народных инструментов им. Осипова — главного филармонического оркестра народных инструментов в России. Год назад на 60-м году жизни народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, профессор Николай Николаевич Калинин скончался.
Иосиф Кобзон: «Он был замечательный музыкант, прекрасный, от Бога музыкант. Он всегда с солистами работал, как отец родной, опекал, всем помогал. Не знал усталости».
Николай Калинин был создателем Фестиваля оркестров русских национальных инструментов. Его памяти был посвящен центральный концерт фестиваля в Концертном зале имени Чайковского, состоявшийся осенью 2004 года. Он собрал огромное число участников, оркестры, в том числе оркестр имени Осипова, с которым имя Калинина связано 25 лет. Волжский оркестр, созданный маэстро, и которому недавно присвоили имя маэстро, Смоленский оркестр, за пультом которого Николай Калинин стоял несколько лет; солисты и вокальные коллективы, с которыми выступал оркестр Калинина… Все они пели и играли в память о нем. 60 лет — не возраст для дирижера, говорят, это профессия второй половины жизни. Николай Калинин ушел, многого не успев, но и сделал он тоже много.
Телеверсию этого концерта наши зрители смогли увидеть 5 июня в 16:20, в преддверии дня памяти дирижера.
Впервые за дирижёрский пульт Николай Калинин встал шестнадцатилетним юношей. Этой сложнейшей профессии он отдал почти сорок лет. Из них четверть века он являлся художественным руководителем и главным дирижёром оркестра, который по праву называют «визитной карточкой России». В 1979 году Николая Калинина назначают художественным руководителем и главным дирижёром оркестра им. Осипова. Один из старейших творческих коллективов, он является воистину национальным достоянием России, ибо это — всемирно известный и популярный коллектив, отражающий самобытность отечественной музыкальной культуры, аналогов которому нет во всём мире.
Для слушателей было загадкой, как этому оркестру удаётся всегда оставаться на высочайшем уровне исполнительского мастерства, откуда берётся у народных инструментов подлинное симфоническое звучание? Ответ прост. Ведь лицо оркестра всегда определяет его дирижёр. Отличная музыкальная память, техника дирижирования, умение проникнуть в суть произведения, охватив его формы и замысел — вот те блестящие составляющие, которыми владел в полной мере Николай Николаевич Калинин.
До оркестра им. Осипова Калинин организовал и руководил Московским молодёжным оркестром (1959—1979 гг.). Ни одно крупное культурное мероприятие не проходило без его участия. Оркестр получил свою первую награду, став победителем во II конкурсе исполнителей на народных инструментах имени
Московская филармония представила заключительный концерт дневного абонемента для детей и юношества «Хочу стать дирижером». Автор и ведущий цикла — Владимир Понькин.
Были минимум две причины не пойти в этот день в Зал им. Чайковского. Во- первых, я не хочу стать дирижером. А во-вторых, детство и юношество, увы, остались далеко позади… Но была еще одна причина, которая перевесила: Владимир Понькин. Неизменное удовольствие, граничащее с восхищением, испытываю, бывая на его концертах. Дело даже не в высочайшем мастерстве, что, как говорится, само собой. Пленяет необыкновенная мягкость (это при том, что всякий настоящий дирижер непременно диктатор, как, допустим, капитан на судне). Даже движения — мягкие.
Национальному академическому оркестру народных инструментов им.
Годом основания оркестра принято считать 1919-й. Тогда выдающийся солист-балалаечник Борис Трояновский пригласил из Петрограда в Москву группу музыкантов из оркестра своего знаменитого учителя Василия Андреева. Во главе «переселенцев» стоял концертмейстер-домрист Петр Алексеев. Репетиции начались 7 августа 1919 г., а первый концерт народники дали уже 16 августа в саду «Эрмитаж». Созданный тогда Первый московский великорусский оркестр (в который вошли и несколько москвичей-музыкантов) состоял только из балалаек и домр. В таком виде оркестр просуществовал до 1940 г., пока за дирижерский пульт не встал другой ученик