Именины сердца
Оркестр имени Осипова ждали в Челябинске 17 лет
Концертом в Челябинском академическом театре оперы и балета начались российские гастроли Национального академического оркестра народных инструментов России имени
В этом году оркестр отметил свое 85-летие и уже давно для заграницы является витриной русской культуры, как «Большой балет» или Третьяковская галерея. Но и для любого российского солиста выступить с оркестром имени Осипова — честь и весомая строчка в биографии.
Впрочем, у именитого коллектива есть и не менее важная миссия — утверждать высшие достижения народной культуры в самой России. Так, нынешние концерты в провинции (а после Челябинска они прошли в Сызрани, Тольятти и Самаре) были организованы в рамках программы Министерства культуры «Всероссийские филармонические сезоны». К слову, в нашем городе осиповцы не выступали лет семнадцать.
Содержательно концерт был построен как некая репрезентативная сборка из нескольких самых популярных программ. Открывали, разумеется, «Коробейниками» в обработке
Разумеется, в таких жестах чувствуется опыт зарубежных гастролей. Оркестр русских народных инструментов — не пыльный музей звончатых гуслей и дудок, а оригинальное ноу-хау существования традиции на современной сцене. И главный итог этого концерта — не мастерство, которое в равной мере присуще и оркестру имени Осипова, и нашему «Малахиту», а принятие этой стратегии музыкантами и слушателями XXI века.
Национальному академическому оркестру народных инструментов им.
Годом основания оркестра принято считать 1919-й. Тогда выдающийся солист-балалаечник Борис Трояновский пригласил из Петрограда в Москву группу музыкантов из оркестра своего знаменитого учителя Василия Андреева. Во главе «переселенцев» стоял концертмейстер-домрист Петр Алексеев. Репетиции начались 7 августа 1919 г., а первый концерт народники дали уже 16 августа в саду «Эрмитаж». Созданный тогда Первый московский великорусский оркестр (в который вошли и несколько москвичей-музыкантов) состоял только из балалаек и домр. В таком виде оркестр просуществовал до 1940 г., пока за дирижерский пульт не встал другой ученик
Челябинская филармония продолжает фестиваль «Рождественские вечера». На сцене театра оперы и балета состоялся концерт Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова под управлением Николая Калинина.
Если в так называемые советские времена в России оркестров народных инструментов было всего 4, то за последние 15 лет их число превысило 60. Национальный Академический оркестр народных инструментов имени Осипова — входит в «золотой фонд» отечественных музыкальных коллективов. В 2004 году он отметит 85-летие. Уже двадцать пять лет за дирижерским пультом оркестра — Николай Калинин.
Оркестр под его управлением тесно сотрудничает с Челябинским государственным русским народным оркестром «Малахит». Коллективы совместно выступали в Москве, Калуге, Твери. Постоянные контакты друг с другом — это жизненная потребность. Это обмен репертуаром, обмен нотной библиотекой. Возможно, именно поэтому на фестивале в Челябинске Николай Калинин передал дирижерскую палочку Виктору Лебедеву — художественному руководителю и главному дирижеру «Малахита». Вместе с Анной Литвиненко и другими столичными солистами в концерте участвовали челябинцы: Галина Зайцева, Наталья Заварзина, Гафуан Файзулин, Дмитрий Иванов. В совместном исполнении двух оркестров прозвучали и традиционная «Коробушка», и… джазовая импровизация.