Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова
17 декабря 2003, Айвар ВАЛЕЕВ
«Челябинский рабочий»

Именины сердца

Оркестр имени Осипова ждали в Челябинске 17 лет

Концертом в Челябинском академическом театре оперы и балета начались российские гастроли Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова под управлением Николая Калинина.

В этом году оркестр отметил свое 85-летие и уже давно для заграницы является витриной русской культуры, как «Большой балет» или Третьяковская галерея. Но и для любого российского солиста выступить с оркестром имени Осипова — честь и весомая строчка в биографии.

Впрочем, у именитого коллектива есть и не менее важная миссия — утверждать высшие достижения народной культуры в самой России. Так, нынешние концерты в провинции (а после Челябинска они прошли в Сызрани, Тольятти и Самаре) были организованы в рамках программы Министерства культуры «Всероссийские филармонические сезоны». К слову, в нашем городе осиповцы не выступали лет семнадцать.

Содержательно концерт был построен как некая репрезентативная сборка из нескольких самых популярных программ. Открывали, разумеется, «Коробейниками» в обработке В. Дителя, где оркестр демонстрирует многоцветие и полноту своих возможностей. Потом, будто из матрешки, появлялись ансамбли и солисты: сначала — унисоны балалаек и домр, затем — баян (Дмитрий Дмитриенко), «ухарь-купец» Василий Овсянников и «кумушка» Анна Литвиненко. Все первое отделение — в основном обработки русских народных песен и авторские квазифольклорные сочинения, специально написанные для народных инструментов, как, например, «Елочки-сосеночки» Евгения Быкова. Впрочем, были исключения. Например, на гуслях Майя Воронец и Алла Догадова исполнили некий опус, в котором русские мотивы как-то органично переходили в арабские и еврейские темы. Во втором отделении к оркестру Осипова присоединился наш «Малахит», а место у пульта Николай Калинин уступил Виктору Лебедеву. Это было впечатляюще: больше ста человек на сцене, причем все — музыканты самого высокого класса, не то что играющие — дышащие в унисон. За столичными солистами пошли наши. Балалаечник из Озерска Дмитрий Иванов, напоминающий юного Есенина, исполнил фантазию Евгения Быкова на тему «Письма матери», солистка нашей оперы Наталья Заварзина спела «Что это сердце?», а Галина Зайцева — «Под чарующей лаской» и «Гордую прелесть осанки». Зал ликовал. Под занавес Николай Калинин снова заступил на пост и дирижировал уже не просто двумя оркестрами, но всем залом — публика аплодировала в такт «Маршу Радецкого» Штрауса-отца. Очень эффектным оказался шуточный уход музыкантов со сцены с аллюзиями на Гайдна, правда, под более жизнеутверждающий музыкальный коллаж.

Разумеется, в таких жестах чувствуется опыт зарубежных гастролей. Оркестр русских народных инструментов — не пыльный музей звончатых гуслей и дудок, а оригинальное ноу-хау существования традиции на современной сцене. И главный итог этого концерта — не мастерство, которое в равной мере присуще и оркестру имени Осипова, и нашему «Малахиту», а принятие этой стратегии музыкантами и слушателями XXI века.

22/11/2004

Национальному академическому оркестру народных инструментов им. Н. П. Осипова исполнилось 85 лет. Эта знаменательная для всего русского искусства дата была торжественно отмечена 18 ноября на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского.

Годом основания оркестра принято считать 1919-й. Тогда выдающийся солист-балалаечник Борис Трояновский пригласил из Петрограда в Москву группу музыкантов из оркестра своего знаменитого учителя Василия Андреева. Во главе «переселенцев» стоял концертмейстер-домрист Петр Алексеев. Репетиции начались 7 августа 1919 г., а первый концерт народники дали уже 16 августа в саду «Эрмитаж». Созданный тогда Первый московский великорусский оркестр (в который вошли и несколько москвичей-музыкантов) состоял только из балалаек и домр. В таком виде оркестр просуществовал до 1940 г., пока за дирижерский пульт не встал другой ученик В. Андреева Николай Петрович Осипов, имя которого коллектив носит по сей день. Осипов коренным образом изменил строй оркестра — в основной состав была введена большая группа баянов, народных духовых и ударных инструментов. Получился настоящий многотембровый оркестр, которому под силу исполнение практически любого сочинения — от простой обработки народной песни до сложной симфонической партитуры.

10/12/2003

Челябинская филармония продолжает фестиваль «Рождественские вечера». На сцене театра оперы и балета состоялся концерт Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова под управлением Николая Калинина.
Если в так называемые советские времена в России оркестров народных инструментов было всего 4, то за последние 15 лет их число превысило 60. Национальный Академический оркестр народных инструментов имени Осипова — входит в «золотой фонд» отечественных музыкальных коллективов. В 2004 году он отметит 85-летие. Уже двадцать пять лет за дирижерским пультом оркестра — Николай Калинин.
Оркестр под его управлением тесно сотрудничает с Челябинским государственным русским народным оркестром «Малахит». Коллективы совместно выступали в Москве, Калуге, Твери. Постоянные контакты друг с другом — это жизненная потребность. Это обмен репертуаром, обмен нотной библиотекой. Возможно, именно поэтому на фестивале в Челябинске Николай Калинин передал дирижерскую палочку Виктору Лебедеву — художественному руководителю и главному дирижеру «Малахита». Вместе с Анной Литвиненко и другими столичными солистами в концерте участвовали челябинцы: Галина Зайцева, Наталья Заварзина, Гафуан Файзулин, Дмитрий Иванов. В совместном исполнении двух оркестров прозвучали и традиционная «Коробушка», и… джазовая импровизация.