Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова

Вера Городовская

Родилась 20 января 1919 г. в г. Ростов Великий Ярославской области. Отец — Смирнов Николай Леонидович — был регентом Ростовского Собора, достиг большого совершенства в познании хорового искусства, много сил приложил для развития художественной самодеятельности в городе. Мать — Смирнова Наталья Павловна — домохозяйка, пела в хоре, которым руководил Николай Леонидович. Супруг — Видякин Сергей Александрович — исполнитель на домре в Национальном Академическом оркестре народных инструментов России им. Н. П. Осипова.

Вера Николаевна Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и далеко за ее пределами.

Уроки музыки Вера Городовская начала брать в семь лет. Путевку в мир музыки ей дала учительница игры на фортепиано Е. И. Пахарнаева. В доме Пахарнаевых регулярно устраивались концерты, которые сыграли немалую роль в формировании музыкальных наклонностей девочки. В 1926 г. Вера поступает в Ростовскую городскую музыкальную школу, после окончания которой, в 1934 г. ее принимают в Музыкальный техникум г. Ярославля и зачисляют в класс выпускницы Петербургской консерватории А. Д. Львовой, талантливой пианистки.

Уже на первом году обучения в Ярославле Вера Городовская оказывается в центре музыкальной жизни города. Ее привлекают к работе сразу двух оркестров — симфонического, а также русских народных инструментов, которым руководит Заслуженный артист России Е. М. Стомпелев — музыкант, получивший это почетное звание одним из первых в стране. Он пригласил молодую студентку училища в оркестр и показал до сих пор невиданный ею инструмент — клавишные гусли. Взяв несколько аккордов, предложил Вере Городовской сделать тоже самое. Спросил: «Нравится?» — она ответила: «Очень!». «Тогда приходи сегодня вечером, будешь играть в концерте». Так, в одну минуту, решилась вся дальнейшая судьба Веры Николаевны Городовской, с тех пор посвятившей себя этому чудному, волшебному, сказочному инструменту.

После окончания третьего курса училища, проработав в Ярославском оркестре русских народных инструментов под управлением Е. М. Стомпелева два года, с 1935 по 1937, В. Городовскую направляют в Москву, где в 1938 г. она поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано к профессору С. Е. Файнбергу. На протяжении всех лет обучения она получает только отличные оценки не только по специальному фортепиано, но и по гармонии, сольфеджио, истории музыки, инструментовке, анализу музыкальных форм, камерному классу, «обязательному» органу и регистровке органа.

Большое влияние на формирование художественных взглядов одаренной пианистки оказал в консерватории С. В. Евсеев, у которого Вере Городовской посчастливилось обучаться по важнейшим для будущего композитора предметам — специальной гармонии, полифонии и анализу музыкальных форм.

В 1939 г. произошло событие, которое во многом определило всю дальнейшую судьбу В. Городовской. Заслуженный артист РСФСР П. И. Алексеев — создатель в Москве оркестра русских народных инструментов Союза ССР — пригласил ее участвовать в работе этого коллектива. С этого времени студентка консерватории становится исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных оркестров страны. В 1940 г. коллектив возглавил Н. П. Осипов, В. Н. Городовскую зачисляют в штат оркестра.
С началом войны занятия в учебных заведениях прекращаются. Московская консерватория эвакуировалась в Саратов. Оркестр на короткий срок с июля 1941 г. прерывает свою деятельность, но уже 11 августа того же года возобновляет ее, хотя и в заметно усеченном составе — многие музыканты ушли на фронт, некоторые эвакуировались. В. Н. Городовская осталась единственной гуслисткой в коллективе.

В 1942 г., по решению ЦК ВКП (б) Комитетом по делам искусств СССР в Москву из Ленинграда был вывезен архив В. В. Андреева и имущество его оркестра. Среди инструментов находились гусли клавишные, гусли щипковые (работы мастера А. И. Гергенса), а также гусли звончатые. Н. П. Осипов поручил Вере Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент — щипковые гусли. Та согласилась. Интересно, что сначала Вера Городовская даже не знала с какой стороны ей правильно садиться за гусли. Эту задачу она решила по принципу арфы — высокий регистр около себя, а нижний от себя. Играть так было неудобно, и она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны. Николай Петрович Осипов сказал: «Попробуй, может быть так что и получится?» — И получилось… С этого времени она становится первой женщиной, игравшей на этом инструменте в оркестре.
В то время в Москве щипковые гусли уже длительное время не употреблялись в концертной практике. В отношении оркестровых партий пришлось все сочинять самой, так как ни один композитор не знал этого инструмента. Она начала создавать для себя небольшие пьесы и выступать с сольным номером. Именно к щипковым гуслям относится дебют В. Городовской как композитора — это факт из биографии В. Н. Городовской, это факт из современной истории старейшего русского музыкального инструмента.
В том же контексте можно рассматривать создание уникального дуэта: клавишных и щипковых гуслей. В дуэте объединились Вера Городовская и Заслуженная артистка РСФСР Олимпиада Павловна Никитина, этот дуэт без малого полвека украшал выступления Национального Академического оркестра народных инструментов России.

Все сочинения из репертуара дуэта пользовались большим успехом у слушателей. Репертуар, как правило, создавался самими исполнителями. Позже они стали приглашать композиторов, которые писали не только миниатюры, но и целые концерты.
После кончины в 1945 г. Николая Петровича Осипова пост руководителя оркестра занял его брат, талантливый музыкант Дмитрий Петрович Осипов. Он всячески поощрял творчество самих оркестрантов, особенно тех, кто выделялся композиторскими способностями. Среди них Городовская скоро заняла лидирующее положение. Из советов и критических замечаний коллег-композиторов и музыкантов она почерпнула необходимые знания для продолжения самостоятельной творческой деятельности. Ей это было легче, чем другим, поскольку она имела серьезную теоретическую подготовку.


За долгие годы своей творческой деятельности как композитор В. Н. Городовская создала многочисленные сочинения и обработки для оркестра. Среди них: «Выйду на улицу», «Камушка», «Кубанская рапсодия», «Москва моя», «Молодежная увертюра», «Памяти Есенина», «На улице дождик», «Не слышно шума городского», «Русская тройка», «Плескач», «Русская зима», «Русский вальс», «Ромалеска», «Степь да степь кругом», увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л. А. Руслановой, Т. Хренникова, «Хоровод», «Частушки», «Черемшина». Ею написаны также сочинения для дуэта гуслей: «Березка», «Воспоминания об Андрееве», «Лесная сказка», «Липа вековая», «Старинный вальс», «Не брани меня, родная», «По небу по синему», «По улице мостовой», «Тонкая рябина», «То не ветер ветку клонит», «Уральская рябинушка», «Осенний сон», переложения пьес русских и зарубежных композиторов. Для гуслей звончатых В. Н. Городовской написаны пьесы, концерты: Волжская фантазия, «Ивушка», Концерт в 3-х частях, «Ходила младешенька». Ее музыкальным талантом не обойдены и такие наиболее популярные русские инструменты, как балалайка и домра. Для балалайки она создает аранжировки, обработки, пьесы: «Выйду на улицу», «Выйду ль я на реченьку», «Калинка», «Красная лента», «Однозвучно гремит колокольчик», «Позарастали стежки-дорожки», «Под окном черемуха колышется», «Посею лебеду», «Русский перепляс», «Уж ты сад», «Русские напевы». Для домры: «Веселая домра», «Кукушка», «Концертное рондо», «Маленький вальс», «Не корите меня, не браните», «Памяти Есенина», Парафраз на два старинных романса, «Размышление», «Северные напевы», «Скоморошина», «Темно-вишневая шаль», «Чернобровый, черноокий», Фантазия на две русские песни. Свыше 50-ти обработок и аранжировок русских народных песен и романсов она подготовила для знаменитых русских певиц: Народной артистки СССР Л. Зыкиной, Народной артистки России О. Воронец, Народной артистки России А. Стрельченко, Народной артистка России И. Журиной и многих других, а также пьесы и сюиты для ансамблей русских народных инструментов. Все ее сочинения в исполнении оркестра им. Н. П. Осипова и других профессиональных и самодеятельных коллективов записаны на радио, пластинки, компакт-диск.

В. Н. Городовской присвоено звание Народной артистки России (1969 г.). Она — член Союза композиторов. С 1984 г. ее композиторская деятельность отмечалась премиями на трех Всероссийских конкурсах патриотической музыки и на конкурсе на приз им. Будашкина (1989 г.). В канун ее 80-летнего юбилея вышла в свет ее книга «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях», обобщившая опыт работы выдающегося композитора и музыканта.

Вера Николаевна Городовская за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Она — кавалер орденов «Дружба народов» и «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Осипов Дмитрий Петрович — Заслуженный артист РСФСР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1950).
Д. П. Осипов родился 26 мая 1909 г. в г. Уфе в дворянской семье. Первоначальное музыкальное образование получил в Музыкальном техникуме. С 1920 г. начал выступления в качестве пианиста — аккомпаниатора брата Николая Осипова. В 1930 г. окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано и начал самостоятельную концертную деятельность. В 1936 году Дмитрий Петрович был приглашён в Сосковскую консерваторию ассистентом на кафедру А. В. Гольденвейзера. В 1943 г. был привлечён к работе в Государственном Русском Народном оркестре. После смерти Н. П. Осипова в 1945 г. Дмитрий Петрович возглавил оркестр. Руководя коллективом в течении девяти лет он не только продолжил, но и углубил основные направления его деятельности. При Д. П. Осипове оркестр начал выезжать на гастроли за рубеж, выступал с ведущими солистами. За период работы художественного руководителя Д. П. Осипова оркестр дал 450 концертов. Д. П. Осипов уделял большое внимание воскрешению незаслуженно забытых русских народных песен, которые в чудесных оркестровках пели такие мастера как В. Барсова, А. Пирогов, И. Козловский, С. Лемешев, М. Максакова, Л. Русланова. Многое в концертной практике оркестра тогда появлялось впервые: и солирующие народные инструменты — вслед за балалайками домрами, гусли, баян, дуэт и унисон балалаек; и произведения, специально написанные для оркестра ведущими советскими композиторами — Н. Будашкиным, А. Новиковым, А. Холминовым; и возрождение незаслуженно забытых песен (Ноченька", «Выхожу один я на дорогу»); и появление своих композиторов — Веры Городовской и Владимира Дителя, ставших ещё при жизни классиками обработок народных песен. Дмитрий Осипов открыл слушателям настоящий, многотембровый, с неограниченными исполнительскими возможностями виртуозный оркестр русских народных инструментов. Отмечая плодотворную деятельность Д. П. Осипова в качестве художественного руководителя, следует сказать о его доверии молодым авторам. Вот что по этому поводу пишет Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор П. А. Барчунов, приглашённый оркестром ещё будучи студентом Свердловской консерватории: «Вторым моим сочинением для оркестра русских народных инструментов был концерт для дуэта гуслей с оркестром. Идея создания этого концерта принадлежит Д. П. Осипову. Почему он поручил это именно мне, наверное, останется тайной. Одно могу сказать, что после написания I сюиты Д. П. Осипов очень мне доверял как композитору. Поручив написать конецерт для дуэта гуслей с оркестром Д. П, Осипов оказал мне огромное доверие. Когда коллектив оркестра находился на гастролях в Средней Азии, исполнительниц на гуслях О. П. Никитину и В. Н. Городовскую Д. П. Осипов оставил в Москве. Они должны были приходить в зал им. П. И. Чайковского каждый день и учить то, что я успевал для них приготовить. Условие было очень тяжёлое — к возвращению оркестра концерт должен был быть вручён и исполнен… Работу сдали в срок… Премьера концерта прошла на сцене зала им. Чайковского 6 декабря 1952 года»..