Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова

Павел Нечепоренко

«Вклад Павла Нечепоренко в дело становления и развития жанра музыки для русских народных инструментов огромен. Выдающийся виртуоз балалайки и педагог, равных которому ещё не было, талантливый дирижёр, оставивший заметный след в истории оркестра имени Н. П. Осипова, П. И. Нечепоренко в свои 80 лет продолжает неустанно трудится на благо русской балалайки, русского народного оркестра». (Народный артист России, художественный руководитель Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова Николай Калинин)

«Мне кажется, что П. И. Нечепоренко в исполнительстве на балалайке поднялся на высоту, дотоле невиданной вместе с ним выросло и всё искусство балалаечников, их профессиональное мастерство. Балалайка в руках такого мастера, каким является Нечепоренко, поражает своими необъятными возможности и диапазонов образов». (Народный артист СССР Борис Штоколов)

«Овладев в совершенстве тончайшей гаммой тембровых и динамических оттенков, Нечепоренко, как подлинный виртуоз, щедро использует их для раскрытия смысла исполняемого произведения. Вот почему так впечатляет, так красиво и так артистично его игра на балалайке».

(Народный артист России В. Хватов)

«Ваш большой талант, исключительная трудоспособность, великая любовь к русскому народному творчеству, чудесные переложения русской и зарубежной классики и вдохновенное их исполнение заслужили высокую оценку». (Народная артистка СССР Людмила Зыкина)

«Павел Нечепоренко является замечательным музыкантом, блистательным виртуозом в игре на балалайке, чудесном инструменте, пропаганде которого он служит с таким рвением и с такой же великой верой, как это делали его предшественники, В. В. Андреев, Б. С. Трояновский, и Н. П. Осипов. Безупречный художественный вкус, глубокая принципиальность в отборе репертуара, настоящий артистический темперамент ставят его в первый ряд прославленных советских исполнителей — инструменталистов».

(Народный артист СССР Давид Ойстрах)

«П. И. Нечепоренко это гениальный балалаечник, равного которому я не знаю. Музыкант высочайшего класса. Когда он играет на балалайке, то почему-то хочется сравнить его со скрипачом. Ему подвластны не только русские песни, оригинальные пьесы для балалайки, но и глубины классической скрипичной фортепианной музыки. Он блестяще играет Баха, Гайдна, Моцарта, Скарлатти, Паганини, Штрауса». (Заслуженный деятель искусство России Алексей Онегин)

Газета «Музыкальная жизнь"
«Для искусства Нечепоренко характерна сочетание интеллектуальной глубины, даже «рассудочности» с большим внутренним накалом. Властность его трактовок всегда убеждает. Слушатель находится во власти музыки до самой последней ноты»

Газета «Советская культура"
«Чистота стиля, высокий академизм, взыскательный вкус в подборе репертуара — вот характерные черты творчества Павла Нечепоренко… Если попробовать охарактеризовать творческий стиль Нечепоренко, то тут, думается, подойдёт определение «экспериментальный». Это слово выражает как собственную исполнительскую манеру Павла Ивановича, так и в целом его школу, являющуюся сейчас ведущей».

Из Канадской прессы
«Любимцем зрителей оказался, безусловно, пожилой седой мужчина, который играл на треугольном струнном инструменте, который называется балалайка. Павел Нечепоренко, считается в России лучшим исполнителем на балалайке, показал такую удивительную тонкость в исполнении Венгерской рапсодии № 2 Ф. Листа, что струны, казалось, пели под его пальцами. Его способность передавать летучие такты известной пьесы «Полёт шмеля» можно описать только движениями пальцев Нечепоренко, а не словами».

«Нечепоренко — истинный музыкант. Это один из выдающихся музыкантов мира. Ни что не могло сравниться с волшебной игрой Павла Нечепоренка на балалайке. Навсегда он развеял заблуждения, что балалайка примитивный инструмент… Его выступление прошло с большим успехом. Музыкант обладает неповторимой индивидуальностью, великолепными техническими приёмами»

Новая Зеландия

Редко какой музыкант так много извлекает из своего инструмента, как балалаечник П. Н. Нечепоренко. Он прочувствует каждую ноту, каждую музыкальную фразу из своего звонкого, голосистого инструмента.

Осипов Дмитрий Петрович — Заслуженный артист РСФСР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1950).
Д. П. Осипов родился 26 мая 1909 г. в г. Уфе в дворянской семье. Первоначальное музыкальное образование получил в Музыкальном техникуме. С 1920 г. начал выступления в качестве пианиста — аккомпаниатора брата Николая Осипова. В 1930 г. окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано и начал самостоятельную концертную деятельность. В 1936 году Дмитрий Петрович был приглашён в Сосковскую консерваторию ассистентом на кафедру А. В. Гольденвейзера. В 1943 г. был привлечён к работе в Государственном Русском Народном оркестре. После смерти Н. П. Осипова в 1945 г. Дмитрий Петрович возглавил оркестр. Руководя коллективом в течении девяти лет он не только продолжил, но и углубил основные направления его деятельности. При Д. П. Осипове оркестр начал выезжать на гастроли за рубеж, выступал с ведущими солистами. За период работы художественного руководителя Д. П. Осипова оркестр дал 450 концертов. Д. П. Осипов уделял большое внимание воскрешению незаслуженно забытых русских народных песен, которые в чудесных оркестровках пели такие мастера как В. Барсова, А. Пирогов, И. Козловский, С. Лемешев, М. Максакова, Л. Русланова. Многое в концертной практике оркестра тогда появлялось впервые: и солирующие народные инструменты — вслед за балалайками домрами, гусли, баян, дуэт и унисон балалаек; и произведения, специально написанные для оркестра ведущими советскими композиторами — Н. Будашкиным, А. Новиковым, А. Холминовым; и возрождение незаслуженно забытых песен (Ноченька", «Выхожу один я на дорогу»); и появление своих композиторов — Веры Городовской и Владимира Дителя, ставших ещё при жизни классиками обработок народных песен. Дмитрий Осипов открыл слушателям настоящий, многотембровый, с неограниченными исполнительскими возможностями виртуозный оркестр русских народных инструментов. Отмечая плодотворную деятельность Д. П. Осипова в качестве художественного руководителя, следует сказать о его доверии молодым авторам. Вот что по этому поводу пишет Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор П. А. Барчунов, приглашённый оркестром ещё будучи студентом Свердловской консерватории: «Вторым моим сочинением для оркестра русских народных инструментов был концерт для дуэта гуслей с оркестром. Идея создания этого концерта принадлежит Д. П. Осипову. Почему он поручил это именно мне, наверное, останется тайной. Одно могу сказать, что после написания I сюиты Д. П. Осипов очень мне доверял как композитору. Поручив написать конецерт для дуэта гуслей с оркестром Д. П, Осипов оказал мне огромное доверие. Когда коллектив оркестра находился на гастролях в Средней Азии, исполнительниц на гуслях О. П. Никитину и В. Н. Городовскую Д. П. Осипов оставил в Москве. Они должны были приходить в зал им. П. И. Чайковского каждый день и учить то, что я успевал для них приготовить. Условие было очень тяжёлое — к возвращению оркестра концерт должен был быть вручён и исполнен… Работу сдали в срок… Премьера концерта прошла на сцене зала им. Чайковского 6 декабря 1952 года»..

На протяжении всей своей творческой деятельности Народный артист России, солист и концертмейстер группы балалаек Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова, кавалер многих орденов Анатолий Тихонов активно развивал и пропагандировал искусство игры на старинном русском народном инструменте — балалайке..