Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова
Дирижёр

Владимир Андропов

В апреле 2009 года пост художественного руководителя и главного дирижера Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова занял Народный артист России Владимир Павлович Андропов.

Выпускник Белорусской государственной консерватории Владимир Андропов начал творческую карьеру в качестве дирижёра Белорусского симфонического оркестра. В 1978 году дебютировал в Большом театре оперой М. Равеля «Испанский час» и занял пост художественного руководителя и дирижёра сценического оркестра театра. Профессионализм и организаторские способности позволили ему создать первоклассный духовой оркестр и подготовить с ним обширный концертный репертуар, включающий классические и современные произведения самых разных авторов, эпох и жанров.

В 2000−02 гг. Владимир Андропов занимал должность художественного руководителя оперной труппы Большого театра.

Имеет обширный оперно-балетный репертуар, включающий оперы «Опричник», «Евгений Онегин», «Иоланта» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Набукко», «Сила судьбы» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Р. Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.

Владимир Андропов является дирижёром-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло, балета «Бессонница» С. Жукова, балетов Ролана Пети «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна).

В 2001 году принимал участие в совместной постановке оперы «Борис Годунов» на сцене театра Верди в Триесте. В качестве приглашённого дирижёра сотрудничал с симфоническим оркестром Сингапура, Белграда, Македонии и российскими оркестрами.

В 1988 г. осуществил первую в мире запись оперы «Американцы» Е. Фомина (либретто И. Крылова).

С 2003 г. является художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра.

В 2001 г. был награжден орденом Дружбы.

С 2005 по 2009 год оркестр возглавлял известный в России и за рубежом дирижёр, Народный артист России, профессор Владимир Александрович Понькин. Под руководством маэстро Понькина Оркестр впервые исполнил Первую, Вторую симфонии, Третью сюиту П. Чайковского, «Весну священную» И. Стравинского, фантазию «Утёс» С. Рахманинова, «Времена года» А. Глазунова. Созданы уникальные аранжировки, благодаря чему хранимые оркестром традиции исполнительства на народных инструментах обрели новую жизнь. Был создан органичный сплав фольклорного и симфонического искусства…

Сначала коллектив выступал без дирижёра, его вёл за собой концертмейстер П. И. Алексеев, игравший на малой домре. Общее руководство ансамблем и представительство перед концертными организациями осуществлялось его организатором Б. С. Трояновским. Поэтому в открытых платных концертах ансамбль часто именовался «Оркестр Б. Трояновского под управлением П. Алексеева». В тот период в составе оркестра было всего четырнадцать исполнителей, но не смотря на небольшой состав оркестр звучал хорошо. Первым дирижёром оркестра посчастливилось быть его концертмейстеру Петру Ивановичу Алексееву, который руководил коллективом 18 лет (с 1921 по 1939 гг.). Обладая большими организаторскими способностями П. И. Алексеев принимал участие в создании множества самодеятельных оркестров народных инструментов. Ему, одному из первых «народников» было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1923 году в культурной жизни страны произошло очень важное событие — начало свои первые передачи отечественное радиовещание, в программах которого музыка сразу заняла значительное место. Оркестр русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева принимает активное участие в передачах и во всех экспериментальных работах радиовещания. Такие вопросы как состав играющих, их число, создание нового репертуара, даже студийная посадка перед микрофоном в тот период были предметом поисков и изучения. Работа на радио стимулировала рост и развитие коллектива. Совершенно справедливо многие специалисты этот период становления оркестра связывают именно с радио. Через несколько лет маленький ансамбль превратился в полноценный большой музыкальный коллектив, имеющий свой исполнительский почерк. Наряду с интенсивной работой на радио, оркестр выступает в открытых концертах. Особенно следует отметить концерт, который проходил 26 декабря 1928 года в Малом зале консерватории. Впервые в качестве солиста выступил виртуоз — балалаечник Н. П. Осипов, впоследствии много сделавший для коллектива, чьё имя в настоящее время носит оркестр. В феврале 1930 года оркестр был зачислен в штат Радиокомитета. Коллектив получил возможность для планомерной работы, нормальные условия организации труда, начал численно расти и вскоре превратился в полнокровный оркестровый организм, способный решать серьёзные творческие задачи. В 1936 году оркестр из системы Всесоюзного Радиокомитета был передан в систему комитета по делам искусств СССР, и отныне стал именоваться: Государственный оркестр народных инструментов СССР. Художественным руководителем и главным дирижёром был назначен заслуженный артист РСФСР П. И. Алексеев. Концертной площадкой оркестра очень скоро стала вся наша огромная страна: от Сахалина до Карпат, от Белого моря до Кавказских гор. Оркестр получает возможность продемонстрировать своё мастерство с крупнейших сцен страны: Государственного Академического Большого театра, Колонного зала Дома Союзов, Большого зала Московской консерватории. Деятельность коллектива получила широкое признание. С ним устанавливают прочные творческие связи выдающиеся вокалисты: Н. Обухова, И. Козловский, А. Пирогов, дирижёры: А. Гаук, Н. Аносов, композиторы: Р. Глиэр и М. Ипполитов-Иванов…