Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова

История оркестра им. Осипова

Даты

1996

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

1969

Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова

1946

Государственный русский народный оркестр имени Н. П. Осипова.

1942

Государственный русский народный оркестр.

1936

Государственный оркестр народных инструментов СССР.

1928

Оркестр народных инструментов Всероссийского радиокомитета п/у П. И. Алексеева.

1919

Первый Московский Великорусский оркестр Б. С. Трояновского п/у П. И. Алексеева.

Трудно переоценить то значение, которое Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова имеет для русской музыкальной культуры. Коллектив по праву считается национальным достоянием России, её «визитной карточкой». Особое звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду уникальных явлений русского искусства. На сегодняшний день коллектив является одним из самых известных и авторитетных оркестров не только России, но и за её пределами. В этом концертном сезоне прославленному коллективу исполнилось 95 лет.
История оркестра имени Н. П. Осипова полна триумфов, постоянных поисков совершенства и неожиданных поворотов судьбы. Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков оркестра стояли С. Соболев, А. Илюхин, С. Алексеев и Б. Трояновский. Наряду с многочисленными концертами для воинов Красной армии, 15 июля 1919 г. состоялось первое выступление на концертной эстраде (бывший «Алексеевский народный дом») для жителей города, при участии хора под управлением М. Юхова (ныне — «Хоровая капелла им. А. А. Юрлова»). Большую помощь в становлении молодого коллектива и повышении его мастерства и авторитета оказал Б. Трояновский, пригласивший из Петрограда группу профессиональных музыкантов во главе с П. Алексеевым. В 1920 г. состоялось «Особенное совещание» на котором Б. Трояновскому удалось доказать исключительность и жизнеспособность художественного состава оркестра народных инструментов андреевского типа. Посчитав свою миссию по созданию коллектива выполненной, Б. Трояновский передаёт управление оркестром П. Алексееву, и уезжает на длительные гастроли по стране, продолжая поддерживать связь с оркестром.
При П. Алексееве (1919−1940) в 1921 г. коллектив получает статус «Государственного I Московского Великорусского оркестра». В 1924 г. в числе первых музыкальных коллективов, оркестр принимает активное участие в музыкальном вещании на студии Московского радио, а в 1930 г. принят в штат Всероссийского радиокомитета, что позволило выйти на большую «концертную площадку» всей страны. В этот период коллектив именуется: «Оркестр массовых инструментов». В 1936 г. по результатам конкурса, в числе наилучших художественных коллективов страны, оркестр переходит в ведение Всесоюзного комитета по делам искусств, и получает наименование «Государственный оркестр народных инструментов СССР». П. Алексеев заложил основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось, увеличил численность коллектива до 80 человек, организовывал и поддерживал работу самодеятельных коллективов. Именно Пётр Алексеев, первый из музыкантов народников был удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (1934 г.).
В 1939 г. художественным руководителем становится народный артист СССР, дирижёр Большого театра, профессор Н. Голованов. Под его руководством оркестр впервые исполнил симфоническую увертюру «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, первую симфонию В. Калинникова, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как выдающийся симфонический дирижёр, обладающий большим авторитетом в музыкальном мире, Н. Голованов почувствовал необходимость расширения музыкальной палитры оркестра. Впервые в оркестре зазвучали народные духовые инструменты: жалейки и свирели. Н. Голованов сумел доказать, что вопрос реформирования в оркестре назрел и требует дальнейшего решения, которое, в полной мере смогли воплотить в жизнь братья Николай и Дмитрий Осиповы.
По рекомендации Н. Голованова, в 1940 г. художественным руководителем и дирижёром оркестра становится выдающийся музыкант, виртуоз-балалаечник — Н. Осипов. С первых дней работы он смело обогащает оркестр самобытными русскими народными инструментами: владимирские рожки, жалейки, брёлки, ввёл группу оркестровых гармоник и народных ударных инструментов (трещётка, рубель, кокошник, колокольчики, бубны и т. д.). Впервые в концертной практике оркестра народные инструменты были использованы как солирующие: вслед за балалайками и домрами зазвучали гусли, баян, выразительные дуэты и унисоны групп. В 1941 г. начинается Великая Отечественная Война и большая часть музыкантов ушла на фронт. В то время, как выходит приказ о прекращении всей концертной деятельности в Москве и эвакуации деятелей искусств театров и музыкальных коллективов, Н. Осипов, принимает решение сохранить оркестр как музыкальную единицу даже в малом составе. Оркестр вновь звучит на радио для воинов всех фронтов Краской армии, малые составы и солисты коллектива выступают в госпиталях, призывных пунктах, вокзалах, воинских частях и на ближайших линиях фронта, а так же принимают участие в оборонительных мероприятиях. Наряду с ведущейся работой, Н. Осипов продолжает ходатайствовать за полное восстановление коллектива, что позволило вернуть с фронта и тыла многих выдающихся музыкантов. В августе 1942 г. восстановленный оркестр получает статус «Государственного оркестра русских народных инструментов». Особое внимание Н. Осипов уделяет созданию нового концертного репертуара оркестра, пополняя новыми музыкальными произведениями с ярко выраженным народным складом. А обработки народных песен, созданные В. Городовской и В. Дителем, до сих пор входят в золотой репертуар оркестра. 9 мая 1945 г. Н. Осипов уходит из жизни, и во главе коллектива становится его брат, талантливый пианист и дирижёр — Д. Осипов. В 1946 году, в память о выдающихся заслугах Н. Осипова, оркестру было присвоено его имя.
Д. Осипов продолжает развивать художественные принципы В. Андреева и Н. Осипова, широко пропагандируя русское музыкальное искусство. Большую помощь в этом Д. Осипову, в качестве дирижёров оказывают — П. Куликов, В. Гнутов, Н. Будашкин, П. Нечепоренко. Особое внимание Д. Осипов уделяет русской песне. Наряду с известными оперными певцами — в. Барсовой, М. Максаковой и другими — большое место в концертных программах заняли пропогандисты русской народной песни — Л. Русланова и А. Сметанкина. Учитывая возросшие технические и художественные средства оркестра, Д. Осипов пополняет репертуар новыми оригинальными произведениями, привлекает к работе с коллективом советских композиторов — М. Ипполитова-Иванова, С. Василенко, Р. Глиэра, Н. Будашкина, П. Куликова, А. Новикова, А. Холминова и др., которые создают ряд произведений специально для оркестра народных инструментов. Новыми успехами ознаменовались первые зарубежные гастроли в Германской Демократической Республике, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Австрии.
В разное время оркестром руководили В. Смирнов, В. Гнутов, В. Дубровский, Н. Калинин. За дирижёрским пультом оркестра стояли такие выдающиеся дирижёры и музыканты, как Н. Голованов, Н. Аносов, А. Гаук, Г. Рождественский, В. Дударова, В. Федосеев и многие другие. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принес мировую известность.
Новую страницу в истории оркестра открыл В. Дубровский, которого современники называли «Русским гением». При нем исполнительское мастерство музыкантов русского оркестра достигло небывалого качества. В переложении для оркестра народных инструментов были исполнены сложнейшие произведения русской, западной и советской классики: Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, М. Глинки, М. Мусоргского, И. Стравинского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина. Убедительные художественные интерпретации покоряли слушателей, открывая удивительный по красоте мир звучания народных инструментов. В 1969 году прославленный коллектив по праву получил почётное звание «Академический».
Годы сотрудничества Н. Калинина и оркестра им. Н. П. Осипова — годы вдохновенной и, в то же время, вдумчивой, кропотливой работы. Н. Калинин определил три основных принципа деятельности оркестра: высочайший профессионализм, яркий, самобытный репертуар и конечно же, просветительская работа. B1996 году за выдающийся вклад в развитие народного музыкального искусства России приказом Министерство культуры Российской Федерации переименовало Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова переименован в «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова».
С января 2005 по апрель 2009 года коллектив возглавлял народный артист России, профессор В. Понькин. Во время его руководства в народно-инструментальную манеру игры оркестра привносились черты симфонического исполнительства.
В апреле 2009 года пост художественного руководителя и главного дирижёра оркестра занял народный артист России, профессор Владимир Павлович Андропов, так же как и Н. Голованов, дирижёр Большого театра России, что не смогло не сказаться на качестве и виртуозности исполнительства и особого творческого почерка. Вновь возродилось сотрудничество с солистами Государственного академического Большого театра России.
В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами — вокалистами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: певцы И. Архипова, В. Левко, Л. Русланова, И. Богачёва, И. Петров, А. Огнивцев, И. Ребров, Г. Отс, Г. Писаренко, Ю. Мазурок, О. Воронец, Л. Зыкина, Е. Нестеренко, А. Стрельченко, А. Эйзен, З. Соткилава, Б. Штоколов, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие.
Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Америке, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Китае, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Северной Корее, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый новый сезон коллектив оркестра продолжает удивлять и радовать слушателей необыкновенным богатством своих концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Только в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Среди них абонементы оркестра: «Встречи по четвергам» и концерты для детей и юношества «Забавный профессор», цикл был удостоена Премии правительства Российской Федерации. Также, большим зрительским успехом пользуются программы абонементов «Музыка русских сказок» и «Парад солистов». Оркестр является постоянным участником многих музыкальных фестивалей и конкурсов, среди них: «Московская осень», «Музыка России», «Первый Всероссийский музыкальный конкурс», принимает участие в программах благотворительных фондов, и др.
Оркестр имени Н. П. Осипова является уникальным творческим коллективом, который на протяжении многих лет сохраняет и развивает традиции музицирования на русских народных инструментах. Сегодня в его составе находится много блестящих и интересных солистов: Игорь Сенин и Константин Захарато (балалайка), Екатерина Мочалова и Кристина Шарабидзе (домра), Любовь Муравьёва (гусли звончатые), (домра), Даниил Стаднюк (баян). Помимо концертной деятельности артисты оркестра ведут большую просветительскую и педагогическую работу, преподают в музыкальных учебных заведениях, дают открытые уроки и мастер-классы. В последние годы в оркестре появились и успешно развиваются малые творческие коллективы: Секстет балалаек под руководством заслуженного артиста России Игоря Сенина и Ансамбль молодых виртуозов, которые не только принимают участие в концертных программах оркестра, но и с успехом дают самостоятельные концерты. За время своего существования эти коллективы ярко заявил о себе не только в России, но и за рубежом, получив международное признание в Австрии. По-прежнему, украшением каждой концертной программы оркестра являются: Дуэт гуслей -Майя Воронец и Алла Догадова, Унисон малых домр (под руководством народной артистки России Галины Сазоновой), Унисон балалаек (под руководством заслуженного артиста России Игоря Сенина), и Ансамбль старинных духовых инструментов (под руководством Олега Конькова). Высочайший уровень исполнительского мастерства музыкантов и солистов коллектива позволяет ему занимать одно из ведущих мест среди лучших оркестров России.
Сегодня оркестр имени Н. П. Осипова имеет высочайший авторитет в нашей стране и за рубежом. Заслуги его в русской музыкальной культуре общеизвестны, и самой большой из них можно считать его просветительскую деятельность, которая включает в себя интенсивную концертную жизнь, участие во всех крупнейших музыкальных праздниках и фестивалях, записи на радио, телевидении и мн. др. Коллектив постоянно сотрудничает и активно помогает в работе профессиональным и самодеятельным оркестрам и их дирижёрам из России и других стран. При этом коллектив всегда стремится чутко, бережно относиться к русской песне и русским народным инструментам, сохранять и развивать лучшие традиции исполнительского мастерства.

Хронология зарубежных гастролей
2011

США (Нью-Йорк) (24 мая)
Дирижёр Владимир Андропов

Кипр (17 июня)
Дирижёр Владимир Андропов

Израиль (Тель-Авив) (7—8 сентября)
Дирижёр Владимир Андропов

Украина (Киев) (25 декабря)
Дирижёр Владимир Андропов

2002

Украина (Киев)
(12 октября)
Дирижер Николай Калинин

Беларусь (Гомель)
(24−25 мая)
Дирижер Николай Калинин

Украина (Донецк) (20 апреля)
Дирижер Николай Калинин

США (Форт Майерс, Херрогейт, Рокфорд, Сагино, Маскегон, Чарльстон, Меррик, Ланкастер, Шамокин, Вильямспорт, Ридинг, Лэнсдэйл, 12 концертов) (11 февраля — 2 марта)
Дирижер Николай Калинин

Концерт организован при участии: Barbara B. Mann Performing Arts Hall; Trawick Artists Community Concerts; Rokford Community Concerts Association; Community Concerts LLC; Muskegon Community Concerts Association; Charleston Community Concerts Association

1976

Северная Корея

1975

Мексика (Нью-Йорк) (24 мая)

Кипр (17 июня)