The Ossipov
Balalaika Orchestra
December 27, 2013, Наталия Богаченко
С — Петербург

Новый московский ансамбль в гостях у петербургских композиторов

14 декабря 2013 года петербургский Союз композиторов принимал в своём Доме на Большой Морской представителей Министерства культуры Российской Федерации, прибывших для участия в заключительном этапе Восьмого конкурса современных отечественных композиторов (по С-Петербургу). Лауреатам были сказаны тёплые слова и вручены скромные денежные премии. Начальник департамента искусства Е. В. Емельянова давно и успешно осуществляет контакты Министерства с петербургскими композиторами, многих знает лично. Важно и значимо, что в нынешних непростых обстоятельствах жизни страны удаётся сохранять подобный Конкурс, ежегодно проводя его по всей России. Премии Конкурса современных отечественных композиторов своевременны и благотворны, сами же премированные произведения звучат на концертах и фестивалях, признаны авторитетной профессиональной группой наиболее удачными, и, что немаловажно, получают тёплую оценку слушательской аудитории. В церемонию награждения отлично вписался необычный подарок — выступление АНСАМБЛЯ МОЛОДЫХ СОЛИСТОВ Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова, специально прибывшего из Москвы. Директор оркестра, Н. А. Пилюгина, представила собравшимся участников Ансамбля и рассказала о том, что коллектив создан совсем недавно, в 2011 году. К этому времени в оркестр пришли молодые исполнители-виртуозы, выпускники трёх московских музыкальных ВУЗов. Каждый из них — лауреат престижного музыкального конкурса; стихийно молодёжь решила объединиться в ансамбль и определить свою линию в искусстве. Коллектив с успехом заявил о себе на «Днях Москвы» в Астрахани, «Венском бале» в Австрии, детском конкурсе в Твери, гастрольных мастер — классах оркестра им. Осипова. Восторженный приём ожидал их и в петербургском Доме композиторов. Зал, наполненный дотошными профессионалами, одарил молодой ансамбль искренними овациями.
Творческих лидеров в ансамбле несколько. Первая из них, безусловно, Ирина Колосова (домра), выпускница РАМ им. Гнесиных по классу профессора, народного артиста России А. Цыганкова. В любой нестандартной инструментальной группе, особенно ищущей себя, суперважны вопросы репертуара, обработок, переложений, редакций. Ирина — автор большинства аранжировок для коллектива, многие из них отмечены не только профессионализмом, но и отличными темброво — смысловыми находками. Состав ансамбля: две малые домры, домра-альт, домра-бас, балалайка, балалайка-альт, баян, балалайка-контрабас, флейта, гобой, ударные. Это — целый маленький оркестр, способный на многое. В первом же произведении программы, сюите из «Пульчинеллы» Игоря Стравинского, слушателей ожидали несколько прекрасных эффектов, переосмысливающих оригинал непривычным образом. Увертюру балета маэстро-неоклассика будто бы исполнили под высокими католическими сводами клавесин с органом — так озвучились хитроумные миксты высоких домр-балалаек, флейты, гобоя и басов (баяна, балалайки — контрабаса). В следующих пьесах сюиты впечатлил полный, певучий тон гобоя Андрея Целковского и сверхобъёмное звучание баяна Данилы Стаднюка (по совместительству, второго дирижёра оркестра им. Осипова). Каждая из пьес имела особое тембровое решение, убедительно раскрывающее новые возможности интерпретации музыки Стравинского. Аранжировку «Пульчинеллы» сотворили совместно Ирина Колосова и Юлия Неверова. Голос альтовой домры Неверовой — редкое, сильное женское контральто. Особенно ярко выделился он в двойном соло (с балалайкой) последнего номера концерта, молдавской народной мелодии «Жаворонок» в переложении народного артиста России Михаила Горобцова. Певучий зачин с зажигательным танцевальным финалом «жок» прозвучал во всю мощь ансамбля. Более строгие по стилю «Румынские народные танцы» Белы Бартока в аранжировке Колосовой снова продолжили народную линию программы тембровыми находками, чутким подходом к авторской вертикали. Трактовка ярче высветила многосоставность фольклорных источников, подчеркнув в румынских мотивах цыганские и даже испанские влияния. Логичным явился далее интересный вариант «Русского танца» Петра Чайковского из балета «Лебединое озеро», где виртуозную партию исполнила Екатерина Мочалова. Запомнились слаженные дуэты флейты с гобоем, тонкие передачи звука от высоких нот балалайки к флейтовым зовам Романа Сандлера. Балалайка Константина Захарато, яркого, перспективного солиста, прекрасно звучащая и в ансамбле, утверждала своим сильным, звонким звуком смелую и уверенную манеру игры. Особенный тембр домры-баса Ксении Салищевой тоже заявил о себе прекрасными соло. Изысканно подсветили колорит аранжировок ударные Сергея Шамова (по словам Ирины Колосовой, в поездку удалось захватить не все инструменты, и в скором времени щипковые струнные всплески подружатся с колокольчиками и многими другими секретными фондами задумок). Мощный герой разносоставных и разножанровых коллективов — замечательный инструмент балалайка — контрабас. О нём втайне мечтают многие создатели симфонических партитур, а в Ансамбле молодых солистов оркестра им. Осипова на этом великане священнодействует Павел Огородников. Своеобразным интермеццо в концерте стало исполнение редко звучащей барочной Сонаты для двух солистов (скрипок или флейт). Её автор — Мишель Коррет. Четырёхчастное сочинение безупречно сыграли прекрасные домристки-виртуозы И. Колосова и Е. Мочалова, предложив собственную редакцию текста. Быть может, следующий шаг интерпретации Сонаты — «подсвечивающая» аранжировка? Оригинальная партитура произведения «Landscape» (со струнными) принадлежит нашему современнику, австралийскому композитору Роберту Дэвидсону. Отыскав её, Ирина Колосова смело переложила пьесу для Ансамбля молодых солистов, то есть, для совершенно иных тембров. Результат очень неплох. Длинноватые, немного киношные бескрайние просторы, земной гул, скок табунов, птицы, ручьи, всё в движении и полифонии ритмов — таково создание австралийца. Слушателям удалось увидеть и услышать запечатлённый автором богатый «Пейзаж».

«Музыкальность, безупречное чувство стиля, профессионализм, виртуозность — вот отличительные качества, присущие молодым артистам оркестра. Объединение столь талантливых музыкантов, несомненно, является значимым событием. Концертные программы коллектива рассчитаны на самый взыскательный вкус и сочетают в себе произведения различных эпох, жанров и стилей». Этот текст взят из анонса, распространённого в начале выступления Ансамбля молодых солистов оркестра им. Осипова. Приведённые слова полностью оправдались! Остаётся пожелать молодёжи новых аранжировок, нового слышания, интересных концертных площадок, инициатив каждого участника Ансамбля, неослабевающего поиска неповторимых сочетаний тембров. Возможно, в будущем, коллектив возьмётся за исполнение некоторых петербургских сочинений, премированных на Восьмом конкурсе современных отечественных композиторов. А из вновь написанного одним из первых подарил Ансамблю ноты свежеотпечатанных пьес ветеран композиторского цеха Георгий Анатольевич Портнов. Итак, коллективу — быть! Искать свой неповторимый путь, вырастать в имя — бренд, может быть, с более броским названием. Всё впереди!

11/12/2013

— А знаешь, мы с самого начала были уверены, что победишь именно ты! — с этими словами Алексея Моргунова наперебой поздравляли музыканты оркестра имени Осипова, — пожалуй, самого именитого оркестра страны. А он стоял и только смущённо улыбался, ещё так до конца и не осознав объявленное несколько минут назад решение высокого жюри. Простой преподаватель Тамбовской детской музыкальной школы № 2 стал победителем I Всероссийского конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов, организованного Правительством и Министерством культуры России. Конкурса, сравнимого с которым по значимости, сложности и уровню участников, в нашей стране ещё не было. Такой вот триумф. Так вышло. Хотя в жизни ничего случайного не бывает…
Похоже, многие в нашем славном городе и области тоже ещё толком не осознали, какую победу принёс молодой дирижёр нашему краю. Если уж сравнивать, то параллель по значимости здесь можно провести лишь с известным всем Международным конкурсом имени Чайковского. Со всей страны на финальное творческое соревнование в Москву съехались самые лучшие дирижёры самых солидных и именитых оркестров. И каково было удивление и участников, и высокого жюри, когда они узнали, что Тамбов представляет дирижёр… детского оркестра народных инструментов, составленного из воспитанников, с которыми он занимается, преподавая в музыкальной школе. Тем более что дирижировать на конкурсе надо было самим прославленным Национальным академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. О. Осипова.