The Ossipov
Balalaika Orchestra
February 3, 2014, Елена КРЫМОВА
Советник президента

Поиграй-ка балалайка, символ русской старины


Андрееву, как-то сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».

Да, действительно, балалайка сегодня неизменно ассоциируется с Россией. С ее историей и культурой. Многие композиторы пишут произведения для балалайки, созданы и успешно работают многочисленные ансамбли и оркестры.

Вряд ли стоит представлять читателям Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, ведь уже в течение 90 лет звучат со сцены задушевные, глубокие и озорные мелодии в исполнении музыкантов оркестра. Хорошие строки написаны об этом коллективе: «Лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка в исполнении этого оркестра».

Поистине царское и заслуженное место занимает среди инструментов оркестра балалайка. Скромная трехструнная красавица, явившая себя миру по историческим меркам не так давно — с конца XVII века — не случайно стала одним из символов России. Ее на первый взгляд небольшие технические возможности в руках настоящих артистов, многообразные приемы дают совершенно незабываемое звучание.

Еще в конце XIX века в «Кружке любителей игры на балалайках», который возглавлял меценат и просветитель, создатель первого оркестра русских народных инструментов Василий Андреев, зародилась традиция объединения музыкантов-балалаечников в секстет.

Первое публичное выступление «Кружка», который впоследствии преобразовался в знаменитый Великорусский оркестр, состоялось 20 марта 1888 г. На концерте было всего восемь исполнителей, играющих на шести разновидностях балалайки (балалайка-пикколо, балалайка-прима, балалайка-секунда, балалайка-альт, балалайка-бас, балалайка-контрабас), возрождению и пропаганде которой Василий Андреев посвятил всю свою жизнь. Именно поэтому такой ансамбль был назван «секстетом». Балалайка-пикколо не получила дальнейшего развития и со временем была заменена на вторую балалайку-приму. Для данного состава инструментов Андреевым написано большое количество произведений.

Секстет балалаек не только обладал собственным репертуаром, но мог выполнять и аккомпанирующую функцию. Балалаечник-виртуоз Борис Трояновский, гастролируя по городам России, сотрудничал именно с таким секстетом. За три года триумфальных гастролей (1924−1927) Трояновский совместно с секстетом балалаек дал более 800 концертов! Он значительно расширил комплекс технических приемов игры на балалайке. «Сказать, что Трояновский выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте, недостаточно. Это какой-то волшебник», — писали газеты того времени.

Долгие годы в оркестре имени Н. П. Осипова функционировал секстет балалаек под руководством Дмитрия Шелудякова, Анатолия Тихонова, Юрия Романова. Кроме того, внутри оркестра позднее были созданы и другие ансамбли: унисоны балалаек, малых и басовых домр. В 2012 году при активном содействии концертмейстера группы балалаек, заслуженного артиста России Игоря Сенина секстет балалаек был возрожден. Основу коллектива составили ведущие солисты оркестра имени Осипова Игорь Сенин (балалайка), Николай Шурыгин (балалайка), Вячеслав Белов (балалайка-секунда), Андрей Володин (балалайка-альт), Владимир Максимов (балалайка-бас), Павел Маслюков (балалайка-контрабас). Это музыканты, которые работают в оркестре не первый год, много гастролируют, хорошо известны публике. Помимо этого занимаются просветительской и педагогической деятельностью.

Объединение талантливых музыкантов, несомненно, является значимым музыкальным событием. Они не только продолжают традиции, но и намерены сказать свое слово в музыке. Концертные программы коллектива рассчитаны на самый взыскательный вкус и сочетают в себе произведения различных эпох, жанров и стилей. Музыкальность, безупречное чувство стиля, профессионализм, виртуозность — вот те отличительные качества, которые присущи этому коллективу.

И. И. Сенин отмечает, что самое трудное в игре их небольшого коллектива — это аранжировка (инструментовка) музыкального произведения для секстета. В большом оркестре есть различные инструменты — и щипковые и смычковые, и духовые, и все они звучат по-своему. А в секстете все играют на одноименных, однотипных инструментах. Поэтому аранжировщик должен как бы «разбить» музыку на шесть партий для каждого инструмента; определить, какой инструмент играет за каким, кто играет соло — и так далее. К счастью, сказал Игорь Илларионович, в их коллективе есть прекрасный аранжировщик — Вячеслав Белов (балалайка-секунда).

Музыканты много концертируют как по стране, так и за рубежом. Недавно они с большим успехом выступили на родине Б. Трояновского — в городе Новоржеве Псковской области. «Мы рады, — сказал, приветствуя музыкантов, глава Новоржевского района М. А. Пашков, — что дело нашего земляка живет, ведь балалайка — душа русского народа, символ нашей самобытности и неповторимости».

Впереди у молодого коллектива — много лет активной творческой жизни, через которые он, безусловно, пронесет чуткое и бережное отношение к русскому инструменту, русской народной песне, глубокое проникновение в музыкальную культуру русского народа.

Источник

17/03/2014

Концерт Национального академического оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова

16 марта 2014 года в Краснознаменном зале Культурного Центра Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках устного журнала «Жизнь и творчество», проводимый отделом военно-шефской работы, состоялся концерт Национального академического оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова. Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ, профессор Владимир Андропов.